Урок литературы в 6 классе
по теме: «Уроки доброты» (по прочитанным произведениям художественной литературы и личным впечатлениям)
Тема урока: «Уроки доброты» (по прочитанным произведениям художественной литературы и личным впечатлениям)
.Цели и задачи:
научить делать выводы из прочитанных произведений, помочь в определении места в жизни;
развивать творческие способности учащихся;
пробудить чувство любви и добра ко всему окружающему нас миру.
Форма урока: беседа (с использованием фрагментов художественной литературы)
Оборудование урока: аудиозапись песни «Дорогою добра» на сл. Ю. Энтина, муз Минкова М. Запись мультфильма «Просто так», презентация к уроку.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступление.
- Песня «Дорогою добра…»
На фоне музыки:
-Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня у нас обычный урок с необычной темой, прежде чем мы с вами начнем работать, давайте подарим свои улыбки друг другу, своему соседу по парте и просто всем- всем- всем. И пусть вместе с этой улыбкой наши сердца откроются навстречу добру.
( Ребята улыбаются друг другу)
Прочитайте эпиграф к уроку. О чём же мы сегодня будем вести разговор?
«Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро.» (В.Распутин)
Именно о чудодейственной силе добра мы и будем говорить сегодня, а урок наш назовем «Урок доброты»
(записывается на доске)
Как вы понимаете смысл высказывания? (Лучше самому делать добро, а не ждать, пока его сделает кто-то другой. Лучше давать, чем получать).
Да, сегодня мы будем говорить о самом главном, что должно быть в душе каждого человека – доброте.
Подберите однокоренные слова к слову «Добро»: доброта, доброжелательность, добродетельность, добро.
А почему возникла такая необходимость затронуть именно эту тему?
Действительно, эта тема сегодня очень актуальна, потому что люди в последнее время безжалостны и равнодушны ко всему, да ещё очень злы.
А с чем вам чаще всего приходится сталкиваться в жизни: добром или злом?
Это ещё раз подтверждает актуальность нашего разговора, но все-таки мир не без добрых людей.
- Основная часть.
- Словарная работа.
(1 ученик получил заранее задание выписать определение этого слова из словаря С. Ожегова.)
- Но мы ещё не выяснили, что вы понимаете под словом «добро». Давайте послушаем рассуждения по этой темой ваших одноклассников, а потом ваши дополнения.
(рассуждения)
А вот, какое определение дается в словаре С.И. Ожегова:
- добро - благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека;
- доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)
Вывод: Добро, доброта – это что-то необъятное, когда хочется сделать всем что-то хорошее, сказать о чем-то хорошем и приятном.
Душевная теплота, добро, доброта — все эти слова, в сущности, означают одно и то же. Давайте попробуем представить их.
Закройте глаза, еще раз послушайте эти слова и постарайтесь увидеть картинку, образ, который ассоциируется с этими словами.
А теперь что получилось, попробуем нарисовать. У вас на партах — маркеры и эмблемы — кружки. Дерзайте!
( На заранее приготовленных эмблемах ученики рисуют смайлики, улыбки- все, с чем ассоциируется у них слова добро, доброта, и в конце урока обмениваются рисунками)
2. Работа с пословицами.
- Между прочим, русский народ никогда не забывал о ценности доброго слова, о том, что это — основа человеческого общения, и отразил все это в кратких мудрых изречениях — пословицах.
/Учащиеся работают по группам. Каждая группа выполняет свое задание/
1 группа. Даны половинки высказываний, нужно соединить их так, чтобы получились пословицы, и объяснить их смысл.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Дерево смотри в плодах, а человека в делах. Добро творить — себя веселить. Спасибо тому, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хлеб — соль помнит.
2 группа. Даны только начала пословиц, ребята должны самостоятельно закончить их и объяснить, как понимают смысл пословицы.
На добрый привет : (добрый и ответ)
Жизнь дана на : (добрые дела)
Добро творить — : (себя веселить)
3 группа. Вставить пропущенное слово в пословице
Доброта без разума : (пуста).
:(Спасибо) тому, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.
По мере ответов учащихся правильный вариант вывешивается на доску.
- Добро творить — себя веселить.
- Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
- Доброта без разума пуста.
- На добрый привет — добрый и ответ.
- Дерево смотри в плодах, а человек — в делах.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Спасибо тому, кто поит да кормит, а вдвое тому, кто хлеб — соль помнит.
3. Значимость добрых слов, слов вежливости, в повседневной жизни.
- Даже самые обычные слова, которыми мы начинаем и заканчиваем наш день, очень важны для людей, окружающих нас. Давайте вспомним их.
/Ученики называют «вежливые» слова: доброе утро, добрый день и др./
- А давно ли вы желали добра своим близким, маме? Не считаете нужным? А вот сегодня же и начните новый день с пожелания всем добра и только добра.
Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру —
Продляйте добрым словом жизнь людей!
В. Боков
4. Работа с текстом В. Сухомлинского (текст читает ученик).
Потому что я — человек
Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын, семилетний ребенок. Посреди дороги лежал камень. Отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взял за руку ребенка, пошел дальше.
На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне. Он опять не заметил камень, опять споткнулся и ушиб ногу.
На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня еще было далеко. Отец сказал сыну:
— Смотри внимательно, сын. Надо обойти камень. Вот и то место, где отец дважды споткнулся и ушиб ногу. Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине дороги сидел седой старик.
— Дедушка, — спросил мальчик, — вы не видели здесь камень?
— Я убрал его с дороги.
— Вы тоже споткнулись и ушибли ногу?
— Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.
— Почему же вы убрали камень?
— Потому что я — человек.
В. Сухомлинский
- Что вы можете сказать о героях этой истории?
- Можно ли этот текст назвать притчей? Докажите. Чему он учит?
/Притча — небольшой рассказ нравоучительного содержания, в них обычно нет указания ни на конкретное место действия, ни на время, их герой — человек вообще./
- Как вы понимаете последние слова: «Потому что я — человек»?
- Что значит — быть человеком?
Есть ли среди ваших знакомых такие люди? За что вы их уважаете?
5. Физкультминутка.
Добрым быть совсем не просто (повороты головы вправо, влево),
Не зависит доброта от роста (руки вверх),
Так подарим людям радость эту (руки от груди в сторону),
Пусть шагает доброта по свету (ходьба на месте).
6.Работа с текстами ранее изученных литературных произведений.
-Очень часто авторы произведений художественной литературы, даже не задумываясь об этом, преподают нам уроки, в том числе и уроки доброты. Сегодня мы вспомним произведения, недавно прочитанные. А какие произведения, вы угадаете по предложенным вам отрывкам.( на столах карточки)
-Назовите автора, название произведения, главных героев. На слайде
1.«Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку. Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзинку, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках. Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.»
(Михаил Михайлович Пришвин "Кладовая солнца")
2.«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! «
(Виктор Петрович Астафьев "Конь с розовой гривой")
«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока.
Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
(Валентин Петрович Распутин «Уроки французского»)
3. Запишите в таблицу имена героев, творящих добро и их отличительные черты.
Например, честность; упорство; смелость; стойкость; воля; самостоятельность;доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность
чувство собственного достоинства; честность; доброта; милосердие; чуткость; щедрость; отзывчивость; ум., готовность прийти на помощь, чувство долга, ответственность, гуманность, справедливость, честь, благородство в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе, черствость; строгость; сухарь, нежность, верность, ласка, мудрость, вера, надежда, любовь, , бескорыстие, совесть, мир, прощение, добросердечие.
А)Первое произведение - это сказка - быль М.М. Пришвина "Кладовая солнца".
-Ребята, назовите героев сказки-были. Можно ли их назвать добрыми? Почему?
Б) В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой"..
Учащиеся рассказывают о бабушке Катерине Петровне.
-В чем проявилась ее доброта? Какие качества характера вы определили?
В)В.Г. Распутин "Уроки французского".
Учащиеся рассказывают об учительнице Лидии Михайловне.
-В чем проявилась ее доброта?
Не только люди, но и животные (Травка) совершают добро, потому что, по словам писателя Леонида Андреева, «все живое имеет одну и ту же душу»
Вернемся к нашей таблице. Что изменилось в таблице?
7.Выводы, обобщения.
1.Беседа.
-Какие уроки для себя вы извлекли из произведений художественной литературы, которые вы читали как на уроках, так и самостоятельно?
(ответы учащихся)
Вывод: Значит, уроки черпать можно не только из жизни, но и из рассказов, повестей, сказок и др.
-А с какими героями вы встречались чаще: со злыми или добрыми?
(ответы)
Вывод: Именно на примерах своих героев, авторы хотят помочь вам сделать свой правильный выбор в жизни.
-Есть ли у вас герои, на которых вы хотите быть похожими?
8.Чтобы завершить наш разговор, мне хочется представить вашему вниманию стихотворение О. Верниковой. Какова главная мысль стихотворения. Как она связано с темой урока? (Заранее подготовленная инсценировка)
Сказка о Доброте
Шла по свету девушка простая
С именем редчайшим – Доброта,
Лед Бездушья с ней при встрече таял,
И остепенялась Суета.
Злоба выходила на дорогу,
И с Разбоем шла на Доброту,
Встретив, вырождалась понемногу,
Доброте вредить невмоготу!!!
Ложь порой так искренне краснела
При нежданной встрече с Добротой,
Лесть же подлизаться не сумела,
И ушла, прикрывшись Темнотой.
Долго в одиночестве шагала
Доброта по честному пути,
Но однажды Дружбу повстречала,
С нею веселей вдвойне идти.
Дружба позвала с собою Радость
С Радостью примчалась Красота,
Все же победит любую Гадость
В жизни непременно Доброта!
9.Рефлексия.
1.Какой вывод можно сделать?
Вывод: жизнь дана на добрые дела.
2. А только ли по отношению к человеку или другому живому существу можно быть добрым?
Вывод: Человек добр будет тогда, когда его доброта проявляется ко всему, что его окружает.
10. Подведение итогов.
Составьте синквейны по теме урока.
11.Домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему «Что такое добро и какого человека можно назвать добрым» ( с опорой на произведения, изученные в этом году. )
Поделиться с друзьями: